Содержание
Для создания художественных образов применяются различные средства выразительности, относящиеся ко всем уровням русского языка.
Синтаксические конструкции, применяемые для образности, обеспечивают эмоциональность речи. Наиболее часто используемыми являются повторы и пропуски позиций, благодаря которым тексту придается особая ритмичность.
Синтаксические приемы, основанные на повторах
Повторы являются распространенными средствами выразительности, используемыми в поэтических произведениях. Они помогают создавать рифмы и упорядочить звуковую организацию стихов. Синтаксические приемы, основанные на повторении, классифицируются в зависимости от расположения повторяющихся частей.
Если повторяющимися являются начальные части предложений или стихотворных строк, синтаксический прием называют анафорой:
Приходит осень, птицы улетают.
Приходит осень, пусто на полях…
Эпифора схожа по принципу с анафорой, однако, повторяющимися при данном приеме выразительности являются конечные части отдельных строк:
Настанет утро, встанет солнце, птицы запоют,
Взойдет заря на небосводе, и птицы запоют.
Распространенными синтаксическими средствами выразительности также являются лексические повторы, которые предполагают многократное использование слов с целью акцентирования внимания на более важных смысловых аспектах:
Она уже давно устала от его лживых слов, лживых поступков, лживых взглядов.
Риторические вопросы и восклицания
В текстах некоторых произведений используются обособленные вопросы, не требующие ответных реплик. Подобные вопросы называются риторическими. Они не предполагают ответов и выражают позицию автора. Риторические вопросы часто используются писателями для выделения основных проблем произведения. Примеры:
И стоит ли вообще беспокоиться о том, что нельзя изменить?
Почему каждый мечтает о несбыточном, упуская свое тихое и умеренное счастье?
Когда же наконец люди станут добрее? Когда начнут относиться к другим с пониманием и уважением?
Риторические восклицания также имеют акцентирующее и подчёркивающее значение. При помощи восклицательных предложений выражается эмоциональная и экспрессивная сторона содержания текста. Например:
Как можно забыть о чести и порядочности в погоне за материальными благами!
До чего могут довести человека алчность и жажда наживы!
Недосказанность и пропуски
Намеренное прерывание высказывания и пропуски слов также могут иметь значение в создании художественных образов и выражении авторского замысла. Синтаксический прием, при котором автор оставляет мысль недосказанной, называется умолчанием. Умолчание применяется для того, чтобы придать высказыванию глубину, предоставить читателю шанс догадаться о мыслях героев:
Оказывается, он даже не вспоминал обо мне, а я… Впрочем, все уже в прошлом.
Пропуски слов в предложениях нацелены на создание лаконичной и выразительной формулировки. Синтаксические конструкции с пропущенными словами, подлежащими восстановлению из общего контекста, называются эллипсисом:
Он это не со зла (Он сделал это не со зла.)
Многосоюзие и бессоюзие
Наличие или отсутствие в предложении союзов также может являться средством создания художественных словесных образов. Использование в рамках одного предложения множества повторяющихся союзов помогает подчеркнуть смысл перечисляемых слов. Пример:
Алексей и уговаривал, и просил, и злился, и огорчался, но никак не мог уговорить Николая.
Бессоюзие чаще всего используется для создания впечатления стремительности действий, быстрой смены картин:
Ночь, темный переулок, осторожные шаги, тихий шепот…
Использование особых синтаксических конструкций не только помогает создавать рифмы, но и делает речь живой и образной.
В данном примере повторяется группа слов. Кроме анафоры, автор использует синтаксический параллелизм (несколько строк подряд имеют одинаковое синтаксическое строение). Часто в одном произведении или даже отрывке использовано не одно средство выразительности, а несколько.