Содержание
Стили речи различаются друг от друга наличием определенных конструкций, составом использованных слов и оборотов, а также целью передачи информации, которая и обуславливает особенности данного стиля. Публицистический стиль наряду с научным, литературно-художественным, формально-деловым и разговорным относится к основным стилям речи.
Использование и функции
Данный стиль применяется при составлении текстов, передаваемых через массовые средства информации. Публицистические тексты можно встретить в газетах и журналах, а также в других периодических изданиях. Предметами публицистических текстов могут быть разного рода общественные, политические или экономические события, новости или другая информация, которая касается широких масс и нуждается в распространении.
Примеры публицистического стиля речи:
14 сентября организационный комитет утвердил список мероприятий, посвященных 70-летию университета. Было решено провести студенческую конференцию, праздничный концерт и торжественную церемонию награждения студентов и преподавателей, активно участвовавших в жизни университета.
На открытие галереи современной живописи в центре Петербурга прибыли гости и эксперты не только из других городов РФ, но и из Франции, Италии и Японии. Директор галереи заявил, что в будущем планируются выставки молодых художников из Европы и Азии.
Особенности публицистического стиля речи
К основным характерным чертам публицистического стиля речи относятся:
- Нацеленность на широкие массы. Каждый текст, написанный в данном стиле, предполагает наличие читателей (или слушателей), которые в силу определенных обстоятельств относятся к целевой аудитории. К ряду подобных обстоятельств числятся национальность, место жительства, принадлежность к конкретной социальной группе, возраст, профессия и т.д.
- Актуальность. Информация, передаваемая при помощи публицистических жанров, должна быть актуальной на данный момент и содержать в себе какую-либо новость.
- Информативность. Целью публицистики является ознакомление общества с определенной информацией. Сведения, представляемые в такого рода текстах, должны соответствовать действительности и быть объективно представлены.
- Эмоциональность. Публицистические тексты должны воздействовать на читателей и слушателей эмоционально. Именно этой особенностью публицистический стиль отличается от научного.
Жанры публицистики
Жанровая разнообразность публицистического стиля речи обусловлена наличием разных средств массовой информации. Для печатных изданий наиболее характерны статьи и очерки, также часто публикуются интервью. По радио и телевидению транслируются репортажи, сообщения и диалоги в форме интервью, беседы и дебатов. Особое место в жанровой системе публицистического стиля занимает реклама, которая может быть представлена в форме объявлений или очерков. Часто используемым в публицистике жанром являются лозунги, которые имеют агитационное назначение: Будем беречь нашу природу!
Лексические особенности публицистических текстов
Публицистический стиль выделяется наличием слов и сочетаний, которые характеризуются образностью и представляют собой лексические клише: коренные преобразования, радикальные реформы и др.
Нацеленность публицистических текстов на читателя и слушателя является основой для применения в них оборотов, создающих связь между писателем (или оратором) и адресатом, которому передается информация: Дорогой читатель… Уважаемые зрители…
В зависимости от конкретной темы, публицистические тексты могут содержать военные, социологические, экономические или исторические термины.
Синтаксические конструкции в публицистическом стиле
Синтаксико-стилистические приемы являются неотделимой частью публицистического стиля речи. Наиболее часто в газетно-журнальных статьях и очерках встречаются риторические вопросы и восклицания, которые имеют экспрессивную функцию: Получится ли у сторон добиться компромисса?