Существительное самая употребляемая часть речи в русском языке, которая может выражать:
- Предмет (машина, стол, лев, диван, петух);
- Предмет-качество (краснота, синева, белизна);
- Предмет-действие (скачок, заплыв, прыжок);
- Предмет-состояние (утрата, болезнь).
Исходя из этого, вопросы к существительным задаются двух типов:
- Кто? (Для одушевленных: девочка, гусь, лиса);
- Что? (Для неодушевлённых: картина, магазин, карандаш).
Признак одушевленности или неодушевленности существительного крепко связан с представлениями людей об окружающем мире. Но иногда встречаются противоречивые слова: мертвец, как одушевленный предмет, или толпа, как неодушевленный.
К существительным, которые отвечают на вопрос «кто?» можно отнести:
- живые предметы (обезьяна, индюк, сестра, собака, кошка);
- слова мужского рода с одинаковой формой в родительном и винительном падежах (нет слона, вижу слона, нет крота, вижу крота);
- слова среднего и женского рода множественного числа с одинаковой формой в родительном и винительном падежах (нет ворон, вижу ворон, нет насекомых, вижу насекомых).
К существительным, которые отвечают на вопрос «что?» можно отнести:
- неживые предметы (стол, стул, машина, дорога)
- Слова мужского, женского и среднего рода во множественном числе с одинаковой формой в винительном и именительном падежах (вижу столы, столы стоят; вижу окна, окна блестят; вижу ручки; ручки лежат).
Существует еще ряд вопросов, на которые отвечает имя существительное в косвенных падежах:
- Кого/чего?
Можно поставить в следующих случаях:
- При указании на отсутствие предмета.
У моего брата нет отличной работы. (Нет «чего?» работы).
- При указании на принадлежность предмета кому-либо.
Дорогой телефон есть у моей подруги. (Есть «у кого?» у подруги).
- При указании характеристики предмета.
Музей литературы. (Музей «чего?» литературы).
- При указании места нахождения предмета.
Я вышел из магазина. (Вышел «из чего?» из магазина).
- При указании времени выполнения предмета-действия.
После ужина у тебя прогулка. (Прогулка после «чего?» после ужина).
- Кому/чему?
Употребляются в следующих случаях:
- При указании на предмет-адресат.
Я предложила сыну пойти в цирк. (Предложила «кому?» сыну).
- Чем/кем?
- При указании на предмет-инструмент.
Дверь закрыли ключом. (Закрыли «чем?» ключом).
- При указании на предмет-профессию.
Я работаю учителем. (Работаю «кем?» учителем).
- Кого/что?
- При указании на предмет-объект действия.
Я вижу радугу. (Вижу «что?» Радугу)
Важно: можно заменить данный вопрос на «откуда», «куда?», «где?».
Ручка упала под парту. (Ручка упала «куда?» под парту).
Маша и Ира едут на конференцию. (Едут «куда?» на конференцию).
- О ком/о чем?
- При указании объекта мысли.
Я думаю о лете. (Думаю «о чем?» о лете).
- При указании объекта, имеющие профессиональные навыки в чем-либо.
Я разбираюсь в литературе. (Разбираюсь «в чем?» в литературе).
- При указании на предмет-определение внешности, языка, стиля.
Женщина в возрасте. (Женщина «в чем?»/»какая?» в возрасте).
Важно: можно заменить данный вопрос на вопрос «где?».
- При указании предмета-места.
Я живу в Воронеже. (Живу «где?» в Воронеже).