Глагольные словосочетания принято разделять на две группы:
- С субъективным инфинитивом — когда один субъект выполняет основное действие и второстепенное, выраженное инфинитивом. (Ты начинаешь бежать; я хочу рисовать; она любит учиться)
- С объективным инфинитивом — когда субъект, к которому относится инфинитив, является объектом по отношению основного действия. (Он тебе разрешил взять книгу. Я помогаю собирать тебе вещи. Ребенок мешает делать уроки брату.)
Словосочетания глагол плюс глагол с субъективным инфинитивом состоит и двух компонентов:
- Главного;
- Зависимого (выражается инфинитивом).
Примеры: Я начал петь тихо и протяжно. Я смог убежать от неприятеля. Она стала тихо шептать.
Главный компонент состоит из глаголов, обозначающих:
- Уровень выполнения действия:
- Начало действия (начать бегать; начинать рисовать; стать подсказывать; приступить шить; приступать готовить; приняться делать);
- Продолжение действия (продолжить читать; продолжать бежать; остаться жить; оставаться смотреть);
- Прекращение действия (перестать бояться; переставать волноваться; прекратить кричать; прекращать читать; бросить играть; бросать смотреть; кончить есть; кончать писать; закончить ремонтировать; окончить учиться).
- Возможность, желание выполнять действие:
- Умение субъекта для совершения действия (могу решить; умею читать; сумею выполнить);
- Намерения субъекта (думаю бежать; вздумаю купить; задумаются отомстить; рассчитываю узнать; стремлюсь избежать; собираюсь жениться; планирую уехать);
- Попытки совершить действия (пытаться успеть; попробовать узнать);
- Усилия для выполнения действия (стараюсь выучить);
- Собственная инициатива (наняться работать; вызваться выступать);
- Решимость субъекта и его внутренний настрой (решить сказать; согласиться петь; настроиться встретить; приготовиться стрелять).
- Оценку действия и способности выполнения действия субъектом (ухитриться продать; додуматься построить)
- Эмоции субъекта (любить петь; нравится рисовать; обожать читать; предпочитать готовить; ненавидеть врать)
- Причину, по которой невозможно выполнить действия (забыть купить; бояться думать; стесняться сказать; устать бегать; отказаться есть, надоесть читать; наскучить ждать)
- Активизацию действий со стороны субъекта (обещать любить; угрожать убить; отважиться лететь)
- Приобретение навыков (учиться писать; приучиться уступать)
- Утрату привычки или навыка (разучиться танцевать)
Выделяют отдельную группу глагольных словосочетаний, в которых основным компонентом является безличный глагол, выражающий:
- Наличие необходимости выполнения действия (не следует идти; не мешает узнать)
- Отсутствие возможности выполнения действия (не придется читать)
- Необходимость действия для самого субъекта (не терпится рассказать)
- Результативность действия (не получилось убежать)
В предложении словосочетания глагол-глагол с субъективным инфинитивом выполняют функцию составного сказуемого.
В словосочетаниях с объективным инфинитивом главным компонентом будет являться побуждающее действие со стороны другого лица.
Примеры:
Я хотел пригласить тебя прийти в гости.
Я советую тебе уйти.
Ты убедил меня выполнить эту работу.
Учительница научила детей читать.
В таких случаях зависимый инфинитив уже не будет входить в состав сказуемого. А будет выступать второстепенным членом предложения.