Опорные слова

Опорные слова

Опорные слова
1
31 марта 2019

 

Опорные слова в тексте — это:

  • Слова, по которым можно понять тему и смысл текста.
  • Основа для рассказа, сочинения, пересказа.
  • Определяющие (ключевые) слова, которые непосредственно относятся к героям произведения или к их действиям.
  • Слова, которые нельзя заменить в тексте.
  • Слова, без которых произойдет распад логических связей в тексте.

При наличии только перечня опорных слов можно понять, о чем повествует текст. А зная ещё и общее действие в тексте, можно воссоздать его полностью.

Например, сказка «Волк и семеро козлят» будет иметь следующие опорные слова:

  • Коза.
  • Козлята.
  • Волк.
  • Кузнец.
  • Съел.
  • Лопнул живот.

Или, наоборот, имея опорные слова:

  • Я.
  • Мишка.
  • Вечер.
  • Песочница.
  • Самосвал.
  • Светлячок.
  • Он живой и светится.

Можно сделать вывод, что они относятся к произведению Н. Носова «Он живой и светится».

Чтобы определить ключевые слова в тексте, необходимо выделить карандашом:

  • Главных героев.
  • Действия персонажей.
  • Описания объектов, на которых обращено внимание автора (особенно в сказках).

При написании изложения роль опорных слов очень велика:

  • Они помогают восстановить исходный текст.
  • Указывают на последовательность событий
  • Определяют правильное расположение предложений в тексте
  • Сохраняют смысл текста

Таким образом, при прослушивании текста необходимо его разделить на небольшие части, в каждой из которой следует выделить опорные слова.

Пример написания изложения с помощью опорных слов по произведению Н. Носова «Огурцы»:

  • Внимательно читаем текст.
  • Обдумываем главную идею произведения.
  • Выделяем имена главных героев: Котька и Павлик.
  • Определяем последовательность событий в рассказе, с помощью опорных слов:
  1. Колхозный огород.
  2. Полные карманы огурцов.
  3. Котька дома.
  4. Украл.
  5. Неси обратно.
  6. Страшно.
  7. Принес огурцы.
  8. Радостно на душе.
  • Составляем текст на основе опорных слов, сохраняя логическую очередность предложений.

При написании сочинения на основе предоставленных опорных слов нужно:

  • Понять смысл будущего текста.
  • Распределить опорные слова на смысловые части.
  • Выявить логическую цепочку действий.
  • На основе опорных слов составить текст.

Пример написания сочинения по картине художника К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень.» с помощью опорных слов: окраина деревни, порог весны, снежная поляна, зимний сон, деревенский дом, поленница дров, зелёные ели, зимние забавы, кататься на лыжах, пропитана светом, февральский полдень, весна совсем близко.

«На картине «Конец зимы. Полдень.» художник К. Ф. Юон запечатлел окраину деревни на пороге весны. Вся снежная поляна и овраг залиты солнечным светом. Холмы, поросшие густым лесом, постепенно пробуждаются от зимнего сна.

Справа на картине изображён обычный деревенский дом с забором. Возле входа хозяева заготовили поленницу дров для топки печи.

Слева на картине изображены зелёные ели и уже видны кое-где проталины. Но дети ещё не отказываются от зимних забав. Мы видим ребят, которые радостно катаются на лыжах.

Картина полностью пропитана светом. Так бывает только в февральский полдень, когда весна уже совсем близко.»

Опираясь на предоставленные ключевые слова, была определена основная мысль и главные микротемы текста. А также выстроена логическая цепочка описания, а в конце предоставлен вывод с использованием опорного слова.

 

Комментировать
1
Комментарии
  1. Иван ()
    Ответить

    «Живой и светится» Носова?

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Прилагательные, характеризующие человека Прилагательные
1 комментарий

Формы глаголов в русском языке Глаголы
3 комментария

«Не» с существительными: правило и примеры Существительные
1 комментарий
Adblock
detector