В предложениях нам часто встречаются однородные слова. Их нетрудно заметить: все они зависят от одного и того же члена предложения, отвечают на одинаковый вопрос. Например, в этой фразе:
«Я долго еще ждал маму, отца и брата» —
слова «мама», «отец», «брат» являются однородными, так как относятся к глаголу «ждал» и отвечают на вопрос — кого? (кого именно я ждал?). В предложении выступают дополнениями.
Добавим в эту фразу одно слово:
Я долго еще ждал родных: маму, отца и брата.
Смысл первого предложения сохранился. Новое слово «родных» всего лишь объединило однородные существительные. Действительно, мама, отец и брат одним словом — это родные люди. Обобщающему слову можно задать тот же вопрос: ждал кого? — родных: маму, отца и брата. Итак, обобщающее (общее, объединяющее) слово:
- выражает общий смысл группы однородных членов, объединяет их одним понятием;
- выступает тем же членом предложения, что и однородные слова;
- стоит в том же падеже, что и вся группа однородных членов.
Обобщающим словом при однородных членах предложения может быть любая часть речи, но чаще всего в его роли выступает:
- местоимение.
Пример: В нем все было прекрасно: и лицо, и мысли, и поступки.
- наречие.
Пример: Дождь оставил свои следы везде: на крышах домов, на сером асфальте и на лицах прохожих
- существительное.
Пример: Веселые разноцветные фрукты: яблоки, груши, сливы — лежали в большой корзине.
Иногда в качестве общего слова может быть использовано целое словосочетание или фразеологизм. Еще раз обратите внимание, что и однородные члены, и объединяющее их слово выполняют одинаковую синтаксическую роль в предложении, хотя могут относиться к разным частям речи. Например, в первой фразе все слова однородной группы (лицо, мысли, поступки) являются существительными, а объединяющее их слово «все» выражено местоимением. Но с точки зрения синтаксиса, все они выступают подлежащими.
В предложении обобщающее слово может занимать любое место. В зависимости от этого соблюдаются определенные пунктуационные правила. Так,
- ставим двоеточие после обобщающего слова, если оно стоит перед перечислением:
Задание я выполнил хорошо: качественно и быстро.
В свою очередь, в этом варианте возможны такие ситуации: сразу поле обобщения стоит одно из слов: например, то есть, а именно. В этом случае перед этим словом идет запятая, а за ним — двоеточие:
Задание я выполнил хорошо, а именно: качественно и быстро;
- предложение не заканчивается перечислением, а продолжается дальше. Тогда после последнего в перечислении слова ставится тире. Например:
Задание я выполнил хорошо: качественно и быстро — и меня похвалили.
Иногда в классических произведениях встречаются предложения, где вместо двоеточия стоит тире. Такая постановка знаков была определена самим автором и ошибкой не является. Более того, в современной печати все чаще двоеточие заменяется на тире, что тоже считается допустимым.
- ставим тире после однородных членов перед обобщающим словом:
Ни дома, ни на работе, ни у друзей — нигде ее не было. Здесь тоже есть частный случай: между однородными членами и объединяющим их словом стоит вводное: одним словом, короче говоря, действительно, к сожалению и другие. При такой расстановке перед вводным словом идет тире, а после него — запятая:
Ни на работе, ни дома, ни у друзей — к сожалению, нигде ее не было.