Наречие — это часть речи, которая не изменяется и обозначает или указывает на признак:
- действия (сидеть ровно);
- признака (очень высокий);
- признак предмета (жаркое по-русски).
Для того чтобы выполнить морфологических разбор наречия необходимо определить:
- его значение
- начальную форму
- постоянные признаки
- непостоянные признаки
- синтаксическую роль
- Значение наречия определяется или в словосочетаниях, или в предложениях. Наречия могут присоединяться к:
- глаголу (признак действия): грустно рассказывать, медленно идти, тихо смеяться, ударить сгоряча, сказать назло.
- прилагательному или наречию (признак признака): немного грустный, весьма быстро.
- существительному (признак предмета): яйцо всмятку.
- Начальная форма приемлема только для наречий, которые имеют степень сравнения. И выражается в виде положительной степени: хорошо, плохо.
- Постоянные признаки.
Наречия могут выполнять 2 основных функции:
- называть признак;
- указывать на признак.
В связи с этим выделяют два разряда наречий
- местоимённые (указывающие);
- знаменательные (называющие). Кот убежал так далеко, что его нельзя было догнать.
Местоимённые (соединяющие в себе признаки местоимения и наречия) имеют следующие категории:
- указательные — используются для замены слова (предложения), которое было упомянуто в тексте выше, с целью избежания однообразности. Могут указывать на:
- место (тут, там);
- образ выполнения действия (так);
- время (когда-то);
- причину (потому);
- цель (затем).
( Примеры: «Выступать на сцене было сложно. Если бы я знал, что так будет, я бы не согласился играть роль.» «Это плохой поступок. Так делать больше не надо.»)
- вопросительные — употребляются для постановки вопроса. (Зачем ты меня разбудил?)
- относительные — это те же вопросительные, только использующиеся для соединения придаточного предложения с главным. (Клумба, где росли розы, радовала жильцов дома своей красотой).
- неопределенные — выражают неопределенность признака (Где-то я уже читал это стихотворение.)
- отрицательные — не принимают признак (Она никогда больше плохо не поступит.)
- определительные — указывают на обобщенный признак (Всюду росли красивые цветы.)
Выделяют виды (разряды) наречий по значению:
- Определительные — выражают качество, степень или способ проявления признака действия (состояния) и делятся на:
-
- качественные — дают характеристику качества действия. Образуются от прилагательных с помощью суффиксов «о», «е». (Быстрый — как? быстро, хороший — как?хорошо, разумный — как? разумно). В данной категории присутствуют формы превосходной и сравнительной степени (быстро — быстрее — быстрее всех)
- образа действия — указывают на способ выполнения действия (Она отнеслась к сироте [каким образом?] по-матерински.)
- степени действия (интенсивность) или степень проявления признака (Сегодня я [сколько раз?] дважды споткнулся.)
- Обстоятельственные — выражают обстоятельства действия и делятся на наречия:
-
- времени — характеристика действия во временном отношении ([когда?] Давным-давно мы ходили в поход.)
- места — характеристика действия в пространственном отношении (Неожиданный шум заставил девочку посмотреть [куда?] вверх.)
- причины — выражает причину, которая побудила на действие (Я ударил тебя (почему?) сгоряча.)
- цели — выражает итоговую задачу действия (Я это сделала [зачем?] напоказ.)
- Следующий элемент морфологического разбора наречия: непостоянные признаки. Рассмотрим их.
Одна из главных особенностей наречий — это неизменяемость.
Только у качественных наречий выделяют непостоянные признаки (степени сравнения)
- Сравнительная:
-
- простая — образование происходит с помощью суффиксов «ее», «ей», «е», «ше» (Пример: громко — громче);
- сложная — образование происходит с помощью частиц «более», «менее» (быстро — менее быстро).
- Превосходная — образование происходит с помощью сравнительной степени наречия и слова «всех» (всех быстрее).
- Синтаксическая роль.
Могут выступать в предложении:
- Обстоятельством (основная роль): «Мальчики пришли [когда?] поздно домой.»
- Несогласованным определением (в случаях, когда присоединяются к существительному): «Мальчик любит на завтрак кушать яйцо [какое?] всмятку.»