Рассмотрим два предложения с существительным «школа»:
Вчера в школе состоялось родительское собрание.
Я горжусь своей школой.
Примеры наглядно показывают, что для правильного построения обоих предложений в слове «школа» следует изменить окончание. При этом и другие слова согласованы, и значение рассматриваемого слова сохранено. В данном случае речь идет об использовании форм слова «школа», первоначально стоящего в начальной форме. Таким образом, под формой слова подразумеваются такие его изменения, при которых сохраняется и лексическое значение самого слова, и логическое построение всего предложения. Употребляя нужные словоформы, мы сможем правильно формулировать свои мысли, грамотно их записывать и лучше понимать друг друга.
С точки зрения морфологии, форма слова — это грамматические изменения его начальной формы при сохранении лексического значения. Не все части речи могут менять свою форму. Так, словоформы бывают у изменяемых самостоятельных частей речи, таких как:
- существительное,
- глагол,
- прилагательное,
- числительное,
- местоимение
- причастие.
Не могут менять своей формы:
- наречие,
- деепричастие,
- все служебные части речи,
- некоторые существительные: авокадо, кофе, пальто, домино, кросс, шоссе и другие;
- некоторые глаголы не образуют всех форм — это так называемые недостаточные глаголы. Например, глагол «победить» не имеет формы в первом лице, единственном числе.
Все изменяемые слова имеют следующие способы формообразования:
- при помощи окончания (чаще всего):
Примеры: чайник — чайники, чайником, чайника, чайникам;
читающий — читающие, читающим, читающая;
ты — тебе, тобой, тебя;
- с использованием окончания и предлога:
цветной — о цветных, про цветные, над цветными;
десятый — над десятым, про десятые, в десятых;
- при помощи суффикса образуется форма глаголов в прошедшем времени:
лежать — лежал;
скакать — скакала;
летал — мы летали;
- присоединением вспомогательного слова:
красивый — самый красивый;
писать — буду писать;
- использованием супплетивных форм — таких форм, которые образованы от других корней (основ):
человек — люди, хороший — лучше, я — мне, иду — шел и другие.
Не следует забывать, что приставка служит для образования слов с новым значением и не может использоваться для изменения словоформы.
Очень важно не путать формы слова с однокоренными словами. Так, к однокоренным относятся слова с одинаковой главной морфемой — корнем и разными значениями. Кроме того, однокоренными словами могут быть разные части речи. Например:
белый — белеет — побеленный — белить;
Слово и его формы всегда относятся к одной части речи, имеют неизменной лексическое значение.
Пример: белый — белые — белым — белое.
В русском языке существует много правил, для применения которых нужно уметь различать формы слова, правильно их образовывать. Например, чтобы определиться с написанием сомнительной гласной в безударном окончании глагола, следует знать его спряжение, которое образуется изменением глагольной формы по лицам и числам.
Следует отметить, что понятие «форма слова» может применяться как по отношению к определенному слову (что мы и рассматривали выше), так и к некому классу грамматических форм, представленных абсолютно разными словами, но обобщенных единым грамматическим значением. Например, слова:
лежи, стой, плачь, танцуй
можно отнести к классу глаголов единственного числа и повелительного наклонения.