Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова
0

 

Общаясь, мы произносим звуки, которые на бумаге отображаем в виде неких графических символов — гласных и согласных букв. Зачастую одна и та же буква может давать абсолютно разные звучания. Иногда гласная или согласная вместо одного звука обозначает два, или вообще его не имеет. Поэтому в некоторых словах количество букв и звуков не всегда одинаково.

Изучению произносимых нами звуков посвящен такой раздел языкознания, как фонетика. Разобрать слово с точки зрения его написания и звучания — значит, сделать его фонетический разбор (или звуко-буквенное исследование). Чтобы уметь выполнять такой анализ, нужно знать, какие звучания может принимать определенная буква в целом и в зависимости от ее местоположения в слове. Кроме того, для проведения фонетического исследования лексемы следует запомнить определенный порядок действий.

Итак, алгоритм следующий.

  • Записываем анализируемую лексему по слогам и обязательно указываем, какой из них ударный.
  • Приводим транскрипционное написание.
  • Определяем, сколько и какие звуки дает каждая буква; характеризуем их.
  • На заключительном этапе подводим итог: подсчитываем, сколько букв и звуков в данном слове.

Рассмотрим подробней, какие звуки может обозначать каждая буква, в каком положении, а также основные звуковые характеристики. Как известно, для образования слов в нашем языке используются десять гласных букв, двадцать одна согласная, твердый и мягкий знаки. Итого тридцать три буквы. А вот с количеством звуков совсем иная картина. Десять гласных букв могут иметь всего шесть звучаний, тогда как у согласных их, наоборот, на пятнадцать больше — всего тридцать шесть. Чем же обусловлена такая разница?

  1. Десять гласных дают шесть звуков: а, о, и, э, у, ы. Не трудно заметить, что буквы я, ю, е, ё своих звуков не имеют, они
  • либо смягчают предшествующую согласную и образуют другой гласный звук:

пряник — [пр’Аник];

  • либо дают двойное звучание, первое из которых обозначается согласным звуком «й», а второе — одним из шести перечисленных выше звуков. Это происходит, если одна из четырех не имеющих звука гласных
  • начинает слово:

юность — [Й’Унаст’];

  • идет после другой гласной:

слияние — [сл’иЙ’Аний’э];

  • стоит за твердым (или мягким) знаком:

объект — [абЙ’Экт].

Как правило, если гласная «о» не является ударной, она звучит как «а»:

полоса̀ — [пАлАса]; коро̀ль — [кАрол’].

 

  1. Двадцати одной согласной соответствует тридцать шесть звучаний, которые могут иметь разные характеристики: быть только мягкими, твердыми, или же и теми, и другими; обозначать глухой или звонкий звук, образовывать между собой пары. Из них:
  • звукам, дающим звонкое звучание (г, б, д, в, ж, з) противостоят глухие (к, п, т, ф, ш, с), поэтому между собой они образуют пары по звонкости/глухости. При этом
  • если буква звонкого звучания стоит перед глухой или последней в слове, то она дает глухое звучание из соответствующей пары:

ложка слышим как лоШка, дуб — как дуП;

  • глухая согласная, расположенные перед звонкой, кроме букв р, л, н, м, й, в, всегда звучит звонко:

сделка — [Зд’элка]; вокзал — [ваГзал];

  • четыре глухих, не имеющих пары звука — щ, ч, ц, х;
  • пять звонких, не имеющих пары — л, н, м, й, р;
  • три звука, имеющих всегда мягкое произношение — ч, щ, й;
  • три звука, всегда твердо произносимые — ш, ж, ц;
  • прочие согласные в словах могут звучать как мягко, так и твердо;
  • написание сочетания «зж» при произношении дает единственный звук — «ж»:

поеЗЖай — [пай’еЖай’];

  • в глаголах, заканчивающихся сочетаниями «тся», «ться» вместо «тс» и «тьс» слышится только «ц»:

садиТЬСя — [садиЦа];

  1. Есть буквы, не дающие звука: это «ъ» и «ь». Они обозначают, соответственно, твердость и мягкость согласной, за которой следуют.

При выполнении звуко-буквенного исследования слова следует охарактеризовать:

  • гласные звуки — с точки зрения ударения,
  • согласные — по глухости/звонкости и твердости/мягкости.

В качестве примера проведем фонетической (звуко-буквенный) разбор глагола Ка̀тится:

Ка̀-ти-тся; звучание (фонетическая транскрипция) — к а т’и ц а;

Охарактеризуем звуко-буквенный ряд слова:

«к» дает согласный звук [к], который является твердым парным и глухим парным;

«а» → гласный звук [а], находится под ударением;

«т» → согласный [т’], мягкий парный, глухой парный;

«и» → гласный [и];

«тс» → согласный долгий [ц], твердый непарный, глухой непарный;

«я» → гласный [а].

В слове на один звук меньше из-за того, что сочетание «тс» дает не два звука, а один. Таким образом, букв — семь, тогда как звуков — шесть.

 

 

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно

Лексический разбор слова Разбор слова
1 комментарий

Значимые части слова Разбор слова
0 комментариев

Орфографический разбор слова Разбор слова
0 комментариев

Орфоэпический разбор слова Разбор слова
0 комментариев
Adblock
detector