Общаясь, мы произносим звуки, которые на бумаге отображаем в виде неких графических символов — гласных и согласных букв. Зачастую одна и та же буква может давать абсолютно разные звучания. Иногда гласная или согласная вместо одного звука обозначает два, или вообще его не имеет. Поэтому в некоторых словах количество букв и звуков не всегда одинаково.
Изучению произносимых нами звуков посвящен такой раздел языкознания, как фонетика. Разобрать слово с точки зрения его написания и звучания — значит, сделать его фонетический разбор (или звуко-буквенное исследование). Чтобы уметь выполнять такой анализ, нужно знать, какие звучания может принимать определенная буква в целом и в зависимости от ее местоположения в слове. Кроме того, для проведения фонетического исследования лексемы следует запомнить определенный порядок действий.
Итак, алгоритм следующий.
- Записываем анализируемую лексему по слогам и обязательно указываем, какой из них ударный.
- Приводим транскрипционное написание.
- Определяем, сколько и какие звуки дает каждая буква; характеризуем их.
- На заключительном этапе подводим итог: подсчитываем, сколько букв и звуков в данном слове.
Рассмотрим подробней, какие звуки может обозначать каждая буква, в каком положении, а также основные звуковые характеристики. Как известно, для образования слов в нашем языке используются десять гласных букв, двадцать одна согласная, твердый и мягкий знаки. Итого тридцать три буквы. А вот с количеством звуков совсем иная картина. Десять гласных букв могут иметь всего шесть звучаний, тогда как у согласных их, наоборот, на пятнадцать больше — всего тридцать шесть. Чем же обусловлена такая разница?
- Десять гласных дают шесть звуков: а, о, и, э, у, ы. Не трудно заметить, что буквы я, ю, е, ё своих звуков не имеют, они
- либо смягчают предшествующую согласную и образуют другой гласный звук:
пряник — [пр’Аник];
- либо дают двойное звучание, первое из которых обозначается согласным звуком «й», а второе — одним из шести перечисленных выше звуков. Это происходит, если одна из четырех не имеющих звука гласных
- начинает слово:
юность — [Й’Унаст’];
- идет после другой гласной:
слияние — [сл’иЙ’Аний’э];
- стоит за твердым (или мягким) знаком:
объект — [абЙ’Экт].
Как правило, если гласная «о» не является ударной, она звучит как «а»:
полоса̀ — [пАлАса]; коро̀ль — [кАрол’].
- Двадцати одной согласной соответствует тридцать шесть звучаний, которые могут иметь разные характеристики: быть только мягкими, твердыми, или же и теми, и другими; обозначать глухой или звонкий звук, образовывать между собой пары. Из них:
- звукам, дающим звонкое звучание (г, б, д, в, ж, з) противостоят глухие (к, п, т, ф, ш, с), поэтому между собой они образуют пары по звонкости/глухости. При этом
- если буква звонкого звучания стоит перед глухой или последней в слове, то она дает глухое звучание из соответствующей пары:
ложка слышим как лоШка, дуб — как дуП;
- глухая согласная, расположенные перед звонкой, кроме букв р, л, н, м, й, в, всегда звучит звонко:
сделка — [Зд’элка]; вокзал — [ваГзал];
- четыре глухих, не имеющих пары звука — щ, ч, ц, х;
- пять звонких, не имеющих пары — л, н, м, й, р;
- три звука, имеющих всегда мягкое произношение — ч, щ, й;
- три звука, всегда твердо произносимые — ш, ж, ц;
- прочие согласные в словах могут звучать как мягко, так и твердо;
- написание сочетания «зж» при произношении дает единственный звук — «ж»:
поеЗЖай — [пай’еЖай’];
- в глаголах, заканчивающихся сочетаниями «тся», «ться» вместо «тс» и «тьс» слышится только «ц»:
садиТЬСя — [садиЦа];
- Есть буквы, не дающие звука: это «ъ» и «ь». Они обозначают, соответственно, твердость и мягкость согласной, за которой следуют.
При выполнении звуко-буквенного исследования слова следует охарактеризовать:
- гласные звуки — с точки зрения ударения,
- согласные — по глухости/звонкости и твердости/мягкости.
В качестве примера проведем фонетической (звуко-буквенный) разбор глагола Ка̀тится:
Ка̀-ти-тся; звучание (фонетическая транскрипция) — к а т’и ц а;
Охарактеризуем звуко-буквенный ряд слова:
«к» дает согласный звук [к], который является твердым парным и глухим парным;
«а» → гласный звук [а], находится под ударением;
«т» → согласный [т’], мягкий парный, глухой парный;
«и» → гласный [и];
«тс» → согласный долгий [ц], твердый непарный, глухой непарный;
«я» → гласный [а].
В слове на один звук меньше из-за того, что сочетание «тс» дает не два звука, а один. Таким образом, букв — семь, тогда как звуков — шесть.