Каждое слово имеет в своем составе значимые части (морфемы), которые обладают определенными особенностями:
- Являются минимальной неделимой единицей слова;
- Имеют значение: грамматическое (словообразующее и словоизменительное) или лексическое;
- Выполняют свое значение только в составе слова (отдельно от слова сложно определить не только значение, но и даже к чему относится часть, например, к корню или к суффиксу: истец; ист-ец);
- Имеют четкое местоположение, изменение которого приводит к потере смысла слова (кот-ик, но не ик-кот);
- Воспроизводятся уже из созданных готовых единиц (не придумываются человеком).
К таким значимым частям слова относятся:
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Окончание
- Основа
Корень — самая важная часть, в которой содержится лексическое значение (можно узнать о каком предмете, качестве, признаке или свойстве идёт речь).
Примеры: Рыба, рыбный, рыбак («Рыб» — корень, который позволяет понять, что все слова связаны с позвоночным животным, живущим в воде.)
Корень может употребляться:
- Вместе со словообразующими частями (франц-уз; нос-и-ть; при-нос-и-ть)
- Без словообразующих частей (ком, сом, рот; несклоняемые: кофе, кенгуру, метро)
Приставка и суффикс имеют в основном словообразующее значение. И являются факультативными, то есть могут и не находиться в слове.
Приставка:
- стоит перед корнем (про-бежать);
- часто выполняет функцию образования новых слов (плыть — переплыть; комфорт — дискомфорт);
- редко выполняет функцию образования новых форм слова (наименьший).
Чаще всего приставочным способом образуются новые глаголы (вбежать, переехать, улететь).
Существуют слова, которые состоят из двух приставок: невозможно, безысходность.
Суффикс:
- Стоит после корня или после другого суффикса (стол-ик; кус-оч-ек);
- Имеет словообразующее значение (учить — учительский);
- Имеет формообразующее значение;
- Может быть нулевым.
Чаще всего с помощью суффиксов образуются существительные («-ник»: ученик, лесник) и прилагательные («-ск»: деревенский, морской). Присоединение только суффикса к слову может изменить его принадлежность к определенной части речи (белый — белизна).
Формообразующие суффиксы служат для образования:
- Степеней прилагательных (краткий — кратчайший);
- Начальной формы глагола (бежал — бежать);
- Глаголов прошедшего времени (смотреть — смотрел);
- Повелительного наклонения глагола (идти — идите);
- Причастий (петь — поющий) и деепричастий (встречать — встретив);
Нулевой суффикс также может выполнять функцию образования:
- слов — для существительных и прилагательных, образованных от глаголов, прилагательных и существительных (выходить — выход; золото — золотой); для числительных (тридцать — тридцатый); для наречий (жалеть — жаль).
- форм — для глаголов прошедшего времени единственного числа мужского рода (приносить — принес).
Окончание:
- Выполняет формообразующую функцию;
- Выражает значение рода, числа и падежа;
- Используется для связи слов в словосочетаниях и предложениях;
Интересный урок, красивая девушка, сильные спортсмены.
Окончания присутствуют только у изменяемых слов.
Существует значимое нулевое окончание. Его нельзя путать с отсутствием окончания, так как нулевое бывает только у изменяемых слов (Пример в слове «дом» нулевое окончание указывает на именительный или винительный падеж).
Основа слова:
- Включает в себя все словообразующие части и корень (поговорка: основа «поговорк»);
- Содержит лексическое значение;
- Не содержит в своем составе окончание (куклу, кукле, куклой: основа «кукл»).
Для неизменяемых слов основа — это весь корень (какао: основа «какао»).