Понятие «лексика» имеет древнегреческое происхождение и обозначает «слово» или «относящийся к слову». Таким образом, говоря о лексике, мы подразумеваем словарный состав языка, то есть все входящие в него слова. Лексика русского языка, как и любого другого, постоянно изменяется за счет пополнения новыми словами (неологизмами) и выбытия устаревших.
Исследованием значения и происхождения слов языка занимается наука лексикология. Выполнить анализ слова с точки зрения лексикологии — значит, провести его полный лексический разбор. Это достаточно сложная и объемная процедура, в ходе которой необходимо определить множество различных признаков исследуемой лексической единицы. Для получения необходимой информации следует уметь пользоваться словарями: толковым, фразеологическим, этимологическим, синонимов и антонимов. Тем не менее, нужно знать и уметь выполнять лексический разбор слова.
Алгоритм действий следующий:
- определяем значение слова в контексте предложения, в котором оно используется;
- с помощью толкового словаря выясняем, имеет ли данное слово другие толкования. Если это так, то следует указать все значения;
- устанавливаем, в прямом или в переносном значении используется слово в предложении. Прямым значением слова является его основное толкование, переносное — это вторичное его значение. Если слово имеет переносный смысл, то следует указать, что это: метафора, синекдоха или метонимия;
- из словаря омонимов выясняем, есть ли у данной лексемы омонимы — слова, имеющие аналогичное написание, но иное толкование;
- используя синонимический словарь, подбираем (если это возможно) к исследуемой лексической единице синонимы — слова, отличающиеся в написании, но близкие по значению;
- с помощью специального словаря определяем антонимы (если имеются) — слова, противоположные по значению;
- из этимологического словаря выясняем происхождение слова: исконно русское или иноязычное (заимствованное из другого языка);
- определяем область употребления слова: в повседневной жизни (общеупотребительная лексика), или в узком кругу людей, в конкретной местности (ограниченная в употреблении лексика);
- определяем, относится ли исследуемое слово к устаревшим;
- выясняем с помощью фразеологического словаря, употребляется ли данная лексическая единица в устойчивых оборотах речи (фразеологизмах).
Пример:
Опираясь на предложенный порядок действий, выполним лексический разбор прилагательного «каменный» из предложения «Очень скоро вокруг дома выросла высокая каменная стена».
- Основное значение — сделанный из камня или кирпича. В предложении речь идет о стене из камня.
- Другие значения:
прямое иное — как составная часть некоторых названий — каменная соль, каменный век;
переносное:
- безжизненный, неподвижный — например, каменное лицо;
- бесчувственный, равнодушный — каменное сердце;
- крепкий, твердый — каменный характер.
- В предложении используется в основном прямом значении.
- Омонимы отсутствуют.
- Синонимы: окаменелый, застывший, твердый.
- Антонимы: древесный, сыпучий.
- Слово произошло от существительного «камень», которое является исконно русским.
- Относится к общеупотребительной лексике.
- Не является устаревшим.
- Употребляется в составе следующих фразеологизмов:
- как за каменной стеной — значит, находиться под защитой;
- каменный гость — неприятный, нежданный посетитель;
- каменное сердце — так говорят о бесчувственном человеке;
- каменный взгляд — застывший, безжизненный взгляд.
Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными синонимов, антонимов и фразеологический.