В бессоюзном сложном предложении все части объединяются посредством интонации. Роль разделителя выполняют знаки препинания. Это может быть запятая, точка с запятой, тире или двоеточие. Постановка двоеточия напрямую зависит от значения второй части БСП.
Если во второй части предложения отражена причина, объясняющая события или действия в первой. Чтобы проверить такой случай, можно поставить на стыке двух частей союз «потому что». Например, «Таня не купила батарейки: папа не дал ей денег» или «Дима вышел на улицу в одной футболке: он не ожидал снегопада».
Стоит обратить внимание на исключение. Двоеточие не будет ставиться при отсутствии предупредительной интонации. Такие предложения часто являются атрибутом живой речи, используемой авторами в своих произведениях. Например, «Поезжай лучше завтра, холодно».
Если вторая часть дополняет первую по смыслу. Проверить несложно, достаточно поставить на месте разрыва союз «что», либо использовать словосочетания:
- и осознал, что;
- и понял, что;
- и унюхал, что;
- и увидел, что и т.п.
Например, «Он чувствовал: это неправильно» или «Дима вышел на балкон: все смотрели вниз». В первом случае грамотнее использовать союз «что», а во втором одно из предложенных словосочетаний.
Основанием для постановки двоеточия также будет являться наличие в первой части БСП следующих слов:
- так;
- таков;
- такой;
- одно и т.п.
Их конкретное содержание должно раскрывать во втором фрагменте. Примеры: «Про себя сержант решил так: идти в лоб до тех пор, пока не из штаба не придут вести», «Мораль у них такая: только отвернешься, а в кармане уже чья-то рука» или «Одно оставалось несомненным: в деревне завёлся вор».
В следующем случае стоит обратить внимание на присутствие глаголов:
- видеть;
- слышать;
- смотреть и т.п.
Используя эти слова, автор сообщает о том, что во второй части пойдёт речь о каком-то факте, либо появится описание, связанное с первым фрагментом. В таком случае можно использовать союз «что» для проверки. Например, «Я шёл по проспекту Ленина, вижу: все фонари потухли, а в нескольких метрах от меня задвигались громоздкие тени».
Если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет вопросительный оттенок, то также необходимо ставить двоеточие. Например, «Это остаётся для меня непонятным: как ты могла так поступить?» или «Он мчится с бешенной скоростью: можно ли его остановить?».
Особым случаем для постановки двоеточия станет использование знака заголовках. Обычно они разделяются на две части. Первая получила название «именительной», она указывают на общую проблему или тематику. Это может быть место действия, определенный контекст или человек. Задача второй – конкретизировать посыл, заданный в первом фрагменте. К примеру, «Пушкин: творчество и нестареющее наследие», «Реформы: как страна погружается в хаос», «Парламент: европейские ценности в противовес русской самобытности».
Русский язык сложен и полнится тонкостями. Важно чётко понимать разницу между БСП и простым предложением. Например, «Об одном прошу у Бога: пусть он вернётся живым» и «От других людей он всегда требовал одного – соблюдения приличий». Если внимательно рассмотреть оба примера, то можно заметить, что во втором случае представлено простое предложение, где слово «одно» разъясняется всего одним членом, а не целым предложением, как происходит в БСП. Поэтому в первом случае нужно ставить двоеточие, а во втором – тире.