В зависимости от того, какой первый звук корня слова, глухой или звонкий, в конце приставок ставится «с» или «з» соответственно. То есть, правило правописания приставок на «з» и «с» основывается на принципе фонетики.
Нередко при написании подобных слов возникают проблемы, особенно у школьников. Чтобы не допускать ошибки, нужно запомнить специальное правило. А для этого следует вспомнить, какие из букв обозначают звонкий звук, а какие – глухой.
Буквы, обозначающие звонкий звук: Б [б] [б’], в [в] [в’], г [г] [г’], д [д] [д’], з [з] [з’], ж [ж] [ж’], л [л] [л’], м [м] [м’], н [н] [н’], р [р] [р’].
Запомнить звонкие звуки можно с помощью фраз: «У льва и жабы много друзей» или «Мы, звери, убежали, догоняй!». Как видно, если из предложений «выкинуть» все гласные, останутся только те согласные, которые обозначают звонкий звук.
Если корень слова начинается с любой из этих букв, то на конце приставки слова ставят букву «з».
Примеры слов с приставкой без:
- Бездельник;
- Безработный;
- Бездарный;
- Безвкусный и т.д.
Слова с приставкой раз:
- Развлекаться;
- Разбираться;
- Развиваться;
- Разреветься и т.д.
Слова с приставкой из:
- Изделие;
- Избирать;
- Извозчик;
- Изживать и т.д.
Слова с приставкой низ:
- Низложить;
- Низвести и т.д.
Глухие звуки обозначают следующие буквы: к [к] [к’], с [с] [с’], п [п] [п’], т [т] [т’], ф [ф] [ф’], х [х] [х’], ц [ц] [ц’], ч [ч] [ч’], ш [ш] [ш’], щ [щ] [щ’]
Запомнить все глухие звуки помогут следующие фразы: «Фока, хочешь поесть щец?», «Степка, хочешь щец? Фи!» Убрав гласные буквы, можно заметить, что в предложениях остались согласные, обозначающие глухой звук.
Если в корне слова первой стоит любая из этих букв, то приставки в таких словах пишутся с буквой «с» на конце.
Примеры слов с приставкой бес:
- Бессовестный;
- Бесчестный;
- Бесцветный;
- Беспутный и т.д.
Слова с приставкой вос:
- Восхождение;
- Востребовать;
- Восхвалить и т.д.
Слова с приставкой рас:
- Расселить;
- Рассорить;
- Расцвести и т.д.
Слова с приставкой ис:
- Исцелить;
- Исковеркать;
- Исподтишка и т.д.
Слова с приставкой нис:
- Нисшедший;
- Ниспосланный и т.д.
Итак, для того, чтобы не допустить ошибки при написании букв «з» или «с» на конце приставки, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- Выделить приставку в слове;
- Определить первую букву корня слова;
- Определить, какой звук обозначает эта буква – звонкий или глухой;
- Поставить в приставке «с», если звук следующей буквы глухой, и «з», если звонкий.
У детей часто возникают проблемы с определением звука согласной буквы. Легко запоминаются парные звуки, один из которых звонкий, другой — глухой:
- Б – П;
- В – Ф;
- Г – К;
- Д – Т;
- З – С;
- Ж – Ш;
Сонорные звуки, являющиеся непарными согласными буквами, запомнить сложнее. Но и с этой задачей поможет справиться простая фраза: «Лимон – рай!»
Если раз и навсегда запомнить, какие буквы обозначают глухой, а какие звонкий звук, а также если полностью усвоить правило правописания приставок, то при написании слов с приставками, оканчивающимися на «з» и «с» не должно возникнуть вопросов и тем более ошибок.