При изменении слов по родам, числам, падежам и другим грамматическим формам, можно наблюдать смену гласных букв в корневом слоге. Чаще всего чередуются пары гласных е-и либо а-о, но бывают и исключения из правил с более сложными вариациями. Правильное употребление и замена звуков важно не только в письменном виде, но и при произношении, поскольку помогает смягчить слова и сделать их звучание более мелодичным.
В целом, есть три вида правил, по которым в корне слова меняются пары гласных звуков:
- Чередование, зависящее от наличия или отсутствия ударения.
- Смена гласных, происходящая в зависимости от следующей гласной (обычно суффикса).
- Смена звуков в зависимости от значения слова.
Для удобства предлагаем вашему вниманию таблицу с примерами чередования гласных в корне сова.
Варианты смена гласных | Правило чередования | Используется в словах |
гар/гор | Если слог находится под ударением, ставится а, если ударения на корневом слоге нет — о. | загар, угарный, загорелый, погорелец |
клан/клан | Когда ударения на слоге нет — всегда нужно писать о, если же ударение стоит — букву, которая слышится при произношении слова. | уклоняться, кланяться, уклон |
твар/твор | Если ударение на этот слог отсутствует, то пишется о, с ударением — то, что слышится. | сотворить, притворяться, затвор, тварь |
зар/зор | Есть ударение? Нужно писать ту букву, которую слышно при произношении. Ударения нет — значит в корневом слоге должна быть буква а. | зарница, на заре, зоря |
плав/плов | Всегда пишется через а, кроме нескольких слов-исключений. | поплавок, сплавлять, плавучий, пловец, пловчиха |
кас/кос | Если после корня следует суффикс -а-, нужно писать а, в иных случаях — о. | касание, касательно, коснись, прикосновение |
мак/мок | Если имеется в виду слово со значением «погружать куда-то», то пишется а. Если же употребляется в значении «впитывать, пропускать» — нужно писать гласную о. | макать, вымокнуть, намокнуть |
равн/ровн | При значении слова «одинаковый, похожий» пишется а, если имеется в виду «ровный, гладкий, прямой» — о. | равноправие, сравнять, подровнять
Исключение: уровень, равнина, поровну |
бер/бир, жег/жиг, мер/мир, тер/тир, блест/блист, пер/пир, чет/чит, стел/стил, дер/дир | Если после корня в слове суффикс -а-, пишется и; в остальных случаях — е. | набирать/берешь, отмирать/отмереть, стирала/стереть, вычитать/вычеты, отпирать/отпереть,отдирал/отдерешь |
им/а(я), ин/а(я) | Если после корня в слове следует -а-, то пишется сочетание букв -ин- либо же -им-, в противном случае — а или я. | начать, начинать, заниматься, заняться, пережимала, пережала |
лаг/лож | Перед г пишется а, перед ж — о. | прилагательное, предлагать, излагать, предложение, изложение, положить |
раст(ращ)/рос | Перед буквой щ либо сочетанием согласных ст всегда стоит писать а, перед с в корневом слоге ставится о. | водоросли, выросли, вырастать, возраст, растение |
Разбирая правила чередующихся гласных звуков в корне слова, важно обращать внимание на то, являются ли слова действительно однокоренными или просто имеют корни с похожими звуками. Например, слова «гореть» и «загар» — однокоренные, а слова «гора», «горный» или «город» имеют лишь похожие корни, но не подчиняются тому же правилу. Аналогичная ситуация и с парами «наложить», «налагать», которые не являются однокоренными со словами «ложка» или «лагерь».
Чтобы быстро и надежно запомнить как меняются гласные звуки в корневых слогах, стоит выстроить ассоциации с правилом или примерами, а также выполнить десяток упражнений, которые помогут надежно закрепить знания и не делать ошибок впредь.